26.02.2025, 15:30

Сопротивление оккупации имеет имена и лица, - Халиков

В Киеве продолжается Форум "11 лет войны. Точка отсчета: Крым", приуроченный ко Дню сопротивления оккупации Крыма. Руководитель проекта "Религия в огне", военнослужащий 12 бригады НГУ "Азов" Руслан Халиков отметил, что опыт сопротивления у всех очень разный.

"У кого-то это опыт пребывания в оккупации, в заключении, многие украинцы до сих пор в плену, это касается и гражданских, и военных. У кого-то это опыт вооруженного сопротивления, который меняет и формирует личность", - указал он.

Первый заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа Нариман Джелял заявил, что тяжело переживал первые дни заключения, однако знал, за что боролся, а также много людей поддерживали его и именно эта поддержка помогла выжить.

"Помогло мне сделать правильные шаги и поставить правильные приоритеты, для того, чтобы пройти этот путь и смочь не только себе, но и всем доказать, что оккупация Крыма является преступной, что борьба за Крым продолжается. Даже там, внутри тюрьмы. И мне было радостно и гордо видеть, что многие люди за решеткой поступали таким же образом. Это и Алексей Киселев, и Богдан Зиза. Я помню его первую растерянность, которую я также пережил. Мы все познакомились с Богданом и пытались его встряхнуть и сказать: "Парень, держись! Все будет хорошо, мы тебя не бросим". С Ириной Данилович было тяжелее, она содержалась в другом месте, но все равно пытались посылать записки. Не могу рассказывать обо всем, но будьте уверены, мы пытались друг друга поддержать... Я уверен, наши граждане в Крыму обязательно преодолеют любые последствия оккупации", - подчеркнул он.

В свою очередь старший боевой медик 80-й отдельной десантно-штурмовой бригады Кристина Крис отметила, что мотивацией для нее является победа, и речь идет не только об освобождении Донбасса и Крыма. По ее словам, победа это иметь возможность свободно и спокойно жить в Украине.

"Войти в Крым, это одна из основных мотиваций для выходцев из Крыма. Поскольку я тоже являюсь уроженкой Крыма, я была в Крыму, я его помню, я его люблю. И наша тоска по родной земле, это подвижный ключ, который нас ведет именно в Крым. Очень поддерживает мотивационный дух именно то, что в армии очень часто сталкиваешься с побратимами и посестрами, которые тоже из Крыма. У нас есть союзы, организации, мы общаемся, поддерживаем друг друга. Именно дух, что мы являемся выходцами из Крыма и должны бороться за его освобождение, и является тем, что нами движет", - пояснила Крис.

Председатель правления Центра прав человека ZMINA Татьяна Печончик во время своего выступления указала, что международные организации в своих рейтингах свободы в мире оценивают Крым крайне низко, на уровне с Эритреей и Северной Кореей.

"Одной из тенденций является нормализация практики насильственных исчезновений. Это то, что было распространено в первые годы оккупации Крыма, когда мониторинговая миссия ООН по правам человека задокументировала за первые годы 43 случая похищения людей, многие из которых до сих пор не найдены. В последующие годы РФ включила так называемые правовые инструменты для преследования всех несогласных. Начиная с 2022 года в Крым вернулась практика насильственных исчезновений, и за три года можно констатировать, что эта практика нормализовалась, стала обыденностью. Если говорить о похищениях крымчан, можно говорить о десятках случаев в год. Иногда это заканчивается лишь тяжелыми многочасовыми допросами и человек находится, как это было с редактором крымскотатарского детского журнала "Арманчыкъ", 61-летней Эдие Муслимовой, которую 36 часов допрашивали в подвалах ФСБ", - отметила она.

Печончик добавила, что сейчас известно о 14 крымчанах, которые исчезли после полномасштабного вторжения, и где установлена причастность российских силовиков. Доля этих людей остается неизвестной, среди них восемь женщин.

"Значительно большая часть тех, кто стали жертвами насильственных исчезновений, были перемещены в Крым с новооккупированных территорий. Большинство из них были перемещены в СИЗО №2 в Симферополе. Поименно удалось установить 150 таких людей, в частности, волонтеров, журналистов, активистов, представителей органов местного самоуправления. Были заключены без какой-либо связи с внешним миром, все время под стражей, без предъявленных обвинений, в условиях избиений, пыток, чтобы психологически сломать и подготовить к сотрудничеству с ФСБ. По состоянию на сейчас не менее 105 человек уже третий год находятся в неволе без всяких обвинений в Крыму", - сказала она
124 views