Блог
24.02.2025, 10:00
464 views
None
Сегодня Украина отмечает 160-летие рождения Ивана Липы - украинского общественного, политического и литературного деятеля. Для нас, крымских украинцев, его фигура является знаковой, поскольку на свет он появился в Керчи. К большому сожалению, позапрошлогоднее столетие ухода Ивана Липы в мир иной осталось для украинского общества практически незамеченным. Впрочем, понять можно: проблемы и вопросы в государстве сейчас есть и более насущные.


Иван Липа появился на свет в мещанской семье отставного солдата российской армии Льва Липы и казачки Ганны Житецкой, предки которой поддерживали гетмана Ивана Мазепу в его восстании против российского имперского произвола. Кроме сына, супруги имели трех дочерей - Евгению, Марию и Марту: последняя с 1890-х гг. работала народной учительницей в родном городе и была известной за его пределами. Летом 1905 года Марта Липа участвовала в противодействии погрому евреев в Керчи, устроенному монархистами. Чуть более чем через год стало известно о ее смерти во время лечения в селе Дальник в Одесской области, где в 1904-1905 гг. стараниями Ивана Липы была построена больница для малоимущих граждан.
После обучения в церковноприходской школе при греческой церкви Ивана Предтечи, Иван Липа поступил в 1878 году в Александровскую мужскую гимназию, которую блестяще закончил в 1887 году. Во время учебы в гимназии Иван, как и его товарищи, "имел симпатию ко всему угнетенному" - а следовательно и к украинскому крестьянству, и выпустился из учебного заведения "убежденным народовольцем", получив четверку по поведению из-за "политической неблагонадежности".


Проведя детство в землянке, гимназистом Иван Липа получил собственную комнату в небольшом доме под номером №17 на улице 2-й Митридатской, в который перебралась его семья. После восстановления независимости Украины в 1991 году, на одном из зданий по этой улице была установлена таблица в память об Иване Липе, однако ее судьба после российской оккупации Крыма неизвестна.
Описывая свой быт в родном городе, Иван Липа отмечал, что юношей знал украинский язык настолько мало, что даже понимал не все слова в стихах Тараса Шевченко - несмотря на то, что в детстве нередко бывал на Кубани, а также слышал разговоры кубанских казаков, которые порой посещали его отца, и его бабушка не умела разговаривать по-русски, а отец "говорил мешаниной", то есть на суржике. При этом Липа отмечал, что во второй половине ХІХ века украинцы составляли значительную часть населения Керченского полуострова.
"Я, не видя никогда коренной Украины, почему-то думал, что украинского народа уже не существует. Такие произведения, как "Кобзарь", я рассматривал как последнее украинское слово, и почему-то мне очень было жаль, что теперь уже никто не знает украинского языка и так не может написать, как писали Шевченко, Кулиш и Костомаров. Я полагал, что все это давнее прошлое. История украинского народа, его постоянная борьба за свободу и равенство мне казались какаой-то славной, волшебной сказкой, которая закончилась навеки, а народ где-то исчез",- рассказывал он.
В 1888 году Иван Липа стал студентом медицинского факультета Харьковского университета. В начале обучения он посетил собрание земляков, на котором услышал "реферат о том, что есть украинская литература, украинский народ", а также увидел украинские книжки и журналы.
"Сначала я пристально и внимательно ко всему присматривался, и когда убедился, что украинский народ жив, то так увлекся украинскими книгами, что все бросил. "Серьезные" товарищи смеялись надо мной, смеялись, что я читаю одни сказочки, а я делал свое",- вспоминал Иван Липа о начале своего пути к формированию идентичности и убеждений.
В 1891 году Иван Липа присоединился к основанию тайного общества "Братство тарасовцев", которое имело целью распространение идей Тараса Шевченко и борьбу за освобождение украинского народа. В 1893 году за "стремление к отторжению Малороссии от Великой России" он был арестован и исключен из университета, а после 13 месяцев заключения еще три года жил под надзором полиции в родной Керчи, куда до того периодически приезжал на праздники или для восстановления здоровья.
Впрочем, перед своим арестом Иван Липа успел сделать для родного края одно весьма важное дело.
В начале 1892 года он, уже "тарасовец" и еще студент-медик, посетил Ялту, где еще в мае 1873 года, не дожив до 40-летия, был похоронен Степан Руданский - известный украинский поэт и переводчик, городской и карантинный врач, почетный мировой судья. Иван Липа изъявил желание увидеть его могилу, которая простояла всеми забытой почти два десятилетия. К счастью, старый сторож Поликуровского кладбища, знавший Руданского еще при жизни, смог показать путь к месту его захоронения. Ни родных, ни близких поэта-врача в Ялте к тому времени не осталось.
"Могила на главной аллее, и место немалое. Посмотрел я - и печаль окутала мою душу: ни ограды, ни крестика, только травка зеленая да два-три деревца. Можно бы хорошую ограду сделать и поставить пока хоть какой-нибудь монумент с надписью, а то пройдет еще несколько лет - и тогда уже никто, наверное, и не покажет, где будет лежать его тело. Потому что Ялта - это город безо всяких традиций, без вчерашнего даже дня, поскольку большинство имеет там временное проживание, а остальные только за копейкой и гонятся... Большая будет потеря, если утратим и эту милую и дорогую могилу, как уже потеряли не одну, не две".
Эти свои опасения Иван Липа изложил в заметке, опубликованной в журнале "Заря", который издавался во Львове, контролируемом
в то время Австро-Венгерской империей. Это издание имело немало корреспондентов из подроссийской Украины, но туда не доходило из-за самодержавного запрета. Репортаж о могиле Руданского был опубликован под псевдонимом - "Иван Степовик".


Впрочем, только лишь описанием захоронения Руданского и нареканиями на его состояние деятельный молодой человек не ограничился. От себя он высказал предложение для украинской общины Одессы, как ближайшей территориально к Крыму, - тем более, в этой общине уже звучали подобные инициативы, однако в то время они не были реализованы по неизвестным причинам.

Еще в 1886 году украинский литератор Михаил Комаров, который тогда работал нотариусом в Умани, подал в "Зоре" жизнеописание Руданского с двумя иллюстрациями - его портретом и рисунком могилы, вероятно, работы художника Виктора Ковалева, близко знавшего поэта.

Ближе к концу 1892 года Комаров, который в то время уже был активистом украинской общины Одессы, опять-таки на страницах "Зори" отметил, что призыв Ивана Липы "произвел впечатление и вызвал среди одесских земляков желание упорядочить могилу любимого поэта". Поэтому на средства, собранные на мероприятиях к годовщине смерти Тараса Шевченко и за проданные портреты Руданского, в Ялте был установлен "недорогой, но довольно красивый памятник".


В начале 1910-х гг. могила Руданского описывалась как "до невозможности заброшенная и запущенная" - несмотря на то, что в Ялте постоянно проживало немалое количество украинцев, а в город периодически приезжали представители украинской интеллигенции. В разное время захоронение поэта посетили Олександр Коныський, благодаря которому нам сегодня известен первоначальный вид памятника на могиле поэта, Евген Выровый, Сергей Ефремов и другие. В 1913 году в ялтинском журнале "Русская Ривьера" члены украинской общины города поделились своими планами по благоустройству могилы Руданского и установления ограждения на ней - однако помешала І мировая война: украинство на территориях, подконтрольных Российской империи, было вынуждено уйти в подполье. Лишь в середине апреля 1917 года, после свержения самодержавия, в Ялте возродилась украинская община, при которой была основана комиссия по охране могилы Степана Руданского. На собранные средства ее члены выкупили у Иоанно-Златоустовской церкви земельный участок с местом захоронения поэта, однако на запланированное установление ограды не хватило денег. 3 мая 1917 года на месте захоронения Степана Руданского состоялось первое известное торжество в память поэта, под украинским флагом.
Подробную историю места захоронения Степана Руданского до наших дней в свое время представилась возможность описать в соответствующей развернутой заметке, поэтому не хотелось бы повторяться. Отдельные эпизоды этой истории, а также личность Ивана Липы мы с коллегой и земляком Андрием Иванцом имели возможность вспомнить в передаче "На часі" для Украинского Радио.
Помню, тогда я высказал предположение, которое периодически озвучиваю в кругу соратников: если нам когда-то суждено вновь увидеть наш родной Крым в украинском пространстве - мы придем туда на выжженную землю. Есть надежда, что не в буквальном смысле - лишь в гуманитарном плане, поскольку ничего украинского мы там уже рискуем не застать.
Впрочем, и на выжженной земле можно подготовить надлежащую почву и прорастить на ней зерна. Мы сможем восстановить наше наследие и достойно почтить наших умерших и павших.
Но для этого нам нужны личности наподобие Ивана Липы.
Опубликованный материал авторский. Мнения, изложенные в блоге автора, могут не совпадать с позицией редакции ИА «Голос Крыма».