Юрий Смелянский: Закон о специальной экономической зоне «Крым» должен быть отменен

О свободных экономических зонах в оккупированном Крыму, его инвестиционном потенциале и путях развития в новых реалиях в беседе с телеведущим Александром Янковским в эфире «Голоса Крыма» говорит эксперт благотворительного фонда «Майдан иностранных дел» Юрий Смелянский.

Юрий, что вы думаете по поводу планов России создать в Крыму свободную экономическую зону?

Госдума Российской Федерации во втором чтении приняла закон о создании свободной экономической зоне в Крыму. Российские и крымские СМИ, начиная с апреля, потратили огромное количество времени на обещания всех заоблачных перспектив, которые должен принести этот закон крымчанам. Однако я думаю, что стоит подождать его конечной публикации, чтобы понять, что он на самом деле принесет жителям полуострова.

При этом стоит отметить один казус, который складывается с созданием на территории Крыма свободных экономических зон, как со стороны Украины, так и со стороны России. В экономической практике свободная экономическая зона создается на определенной территории государства с целью привлечения туда инвестиций, которые должны подтолкнуть более быстрые темпы социально-экономического развития этого региона.

Что происходит сегодня в реальности в отношении Крыма? Государство Украина в силу обстоятельств оккупации этой территории не имеет реальных рычагов влияния и управления на территории полуострова, но объявляет Крым свободной экономической зоной. Для кого они туда собираются привлекать инвестиции? В чьих интересах будет подталкиваться социально-экономическое развитие?

Россия считает Крым своей территорией, но при этом для всего мира полуостров остается «серой» и непризнанной зоной. То есть, чьи инвестиции Россия собирается туда привлекать? Иностранные инвесторы, по логике произошедших событий, в связи с теми решениями, которые были приняты международным сообществом о замораживании экономических отношений, в том числе это связано с инвестиционной политикой с Крымом как оккупированной территорией, не могут вкладывать деньги в развитие полуострова. Да, нелегитимное российское правительство пытается пробить эту блокаду. Время от времени в российских и крымских СМИ появляется информация о том, что какой-то иностранный инвестор высказал желание вкладывать средства в Крым. Но на сегодняшний день подобные заявления остаются без подтверждений.

Из разных источников известно, что в реальности собираемость налогов, которая формирует бюджет крымского нелегитимного правительства, варьирует в пределах 5-13%. На следующий год в бюджет, который озвучивало нелегитимное крымское правительство, они заложили цифру в 25% самообеспечения по собираемости налогов. То есть все остальное они ждут получить от федерального бюджета. Если при этом планируется освободить хозяйствующие субъекты от налогообложения, с чего будут финансироваться текущие мероприятия по социальным гарантиям, по выплате бюджетных зарплат, по содержанию больниц, детских садов, школ и так далее?

Появилась информация о том, что строительство моста через Керченский пролив станет самой дорогой стройкой в истории России.

Мы можем говорить и о другой, официально опубликованной информации, о том, что Крым на сегодняшний день среди всех субъектов Российской Федерации занимает уже третье место по объему дотаций, которые выплачиваются из федерального бюджета.

На первом месте стоит Дальний Восток, на втором — Северный Кавказ. По сути, название свободной экономической зоны — это всего лишь создание инструмента, который должен заместить необходимость бюджетного финансирования в какую-либо территорию, на то, что эта территория начнет сама становится более налогоспособной. Бизнес начинает создавать новые рабочие места, соответственно, увеличивается поток налогов, который начинает возвращаться в местную казну.

Ликвидирует ли закон Украины о правах переселенцев статус нерезидента для крымчан, о котором идет речь в постановление № 699 Национального банка Украины?

Дословно в законе об этом ничего не сказано. Постановление № 699 НБУ не только назвало нерезидентами граждан Украины, которые имеют регистрацию в Крыму. В той же строчке в скобках написано, что если эти крымчане захотят инвестировать средства в Украину, то эти средства следует признавать иностранными инвестициями.

В законе о внутренне перемещенных лицах говориться о том, что крымчанам, которые покинули территорию оккупированного Крыма и переместились на материковую часть Украины, гарантируется социальная защита, возможность использовать государственные услуги. Но нет ни одного слова о том, изменится ли для крымчан статус — перестают ли они для государства быть нерезидентами?

Все те три закона, которые были приняты в связи с ситуацией в Крыму — закон о временно оккупированной территории, закон о специальной экономической зоне Крым» и закон о внутренне перемещенных лицах — не должны вступать между собой в конфликт по тем нормам, которые в них прописаны. По-нашему мнению, закон о специальной экономической зоне «Крым» вообще должен прекратить свое существование.

Если он будет отменен, то постановления, подобные норме № 699 НБУ, должны будут быть отменены. На сегодняшний день мы видим совершенно другую ситуацию. Ряд правозащитных организаций, работающих в интересах внутренне перемещенных лиц, уже обращались в административный суд по поводу этого постановления, на что получили очень интересные ответы, которые не имеют ничего общего с логикой. Ответ был о том, что суд не рассматривает такие иски. Понятное дело, что на этом правозащитники не остановятся.

Скорее всего, следует ожидать массовых исков со стороны крымчан, которые в определенной степени лишены на сегодня конституционных прав.