Сергей Костинский: Тема Крыма – вопрос национальной безопасности Украины

Кримчанин Сергій Костинський нещодавно став радником Міністра інформаційної політики. Про особливості його роботи, реалізацію різноманітних проектів, серед яких «Крим-це Україна» та про те, як живеться вимушеному переселенцю у Києві ви дізнаєтеся з цього інтерв’ю.

Як ви стали радником Міністра інформаційної політики?

Назначение было довольно неожиданным и по-своему уникальным. В начале марта редакторы крымских СМИ, вынужденные покинуть крымский полуостров, – «Черноморской телерадиокомпании», медиа-центра «IPC-Севастополь», информационных агентств «Центр журналистских расследований», «Голос Крыма» и интернет-портала «BlackSeaNews» пригласили на встречу Министра информационной политики Украины.

В какой-то момент крымские журналисты, фактически в одиночку противостоящие российской пропагандистской машине, увидели необходимость озвучить перед Министром проблемы, связанные с организацией вещания на оккупированный Крым. Юрий Стець на предложение откликнулся оперативно. И, что было довольно неожиданным, заявил о том, что хочет ситуативное общение превратить в полноценную системную работу по Крыму. Он предложил выбрать того, кто, по мнению журналистов, сможет ежедневно заниматься вопросами информационной политики Крыма на общественных началах в статусе его советника. Коллеги приняли решение довольно быстро. Против моей кандидатуры выступил только один участник встречи. К слову, независимо от этого решения мою кандидатуру на эту должность выдвинул и Мустафа Джемилев.

Предложение я принял, потому что его сделали люди, которых считаю своими нравственными и профессиональными авторитетами. Плюс, что греха таить, моя специализация – управление политическими и маркетинговыми коммуникациями. В ответ коллегам написал, что если посчитают мою работу неудовлетворительной, «уйду быстро и тихо». Хотя, конечно, это станет главным провалом в моей жизни.

Як відбувається ваша комунікація з Міністром  – в усній формі чи пишете йому доповідні записки?

Все немножко сложнее. Проводятся еженедельные совещания, на которых я формирую проблематику и предлагаю пути решения этих проблем. Затем, после обсуждения, предложения распределяются по зонам ответственности и поступают в работу.

Очевидно, що радник повинен бути такою «зв’язковою ланкою» між багатьма середовищами. Вам це вдається?

На текущий момент это назначение позволило наладить качественную коммуникацию между министерством и большинством институтов крымских переселенцев: СМИ, аналитическими центрами, правозащитными и общественно-политическими организациями, крымскотатарским сообществом. Меня эта ситуация радует, потому что способствует объединению и координации действий крымчан. Поскольку без объединения мы вряд ли сможем принципиально изменить ситуацию по Крыму.

К слову, эта коммуникация легла в очень эффективный формат работы, который задал сам Ю.Стець. Крымчане формируют повестку для меня, я, соответственно, формирую повестку для министерства. В результате команда министерства, думаю, самая молодая в правительстве, реализует все, что отвечает ее функционалу и возможностям.

«Чем больше независимых источников информации будет представлено на полуострове, тем труднее российской пропагандистской машине будет промывать мозги»

Про які помітні кроки щодо Криму ви вже можете прозвітувати?

С точки зрения стратегии, на первом этапе мы оптимизируем под вызовы гибридной войны всю инфраструктуру, которая позволяет обеспечивать телевизионное и радиовещание на оккупированные территории. Для этого создана межведомственная Комиссия по вопросам обеспечения стабильного функционирования системы национального телевидения и радиовещания, в который входят не только профильные структуры, но и весь силовой блок.

В рамках этого направления довольно оперативно возобновили радиовещание на Крым на средних волнах, которое было прервано в марте из-за задолженности Лучевского филиала Концерна РРТ перед энергокомпаниями. В результате, украинское радио вновь можно услышать на Херсонщине, Николаевщине и на территории Крыма. Ранее аналогичная ситуация была разрешена в Тернопольской области.

На днях министр внес на рассмотрение правительства постановление о запрете ограничивать электроснабжение ключевых объектов телекоммуникации и связи. Прежде всего тех, что расположены рядом с оккупированными территориями. Это значит, что теперь Крым будет бесперебойно покрываться AM сигналом украинского радио.

А в перспективі, які подальші дії?

Если говорить о последующих шагах в этом направлении, мы занялись наполнением эфира Первого канала Украинского радио программами о Крыме и Донбассе. Причем привлекаем для этого независимые СМИ. Так, на УР-1 каждый час выходит пятиминутка новостей о Крыме, в выходные дни в эфире можно услышать программы “Оккупация” Общественного радио Донбасса и “Крым.Реалии” Радио Свобода.

В ближайшие дни на УР-1 начнут выходить программы на крымскотатарском языке “Beraber с Османом Пашаевым” и “Vatan sedası с Айше Акиевой”, а на украинском языке – “Голос Криму” одноименного информационного агентства. Таких программ, ориентированных на жителей Крыма будет больше и, что самое главное, они будут отличаться высоким профессиональным качеством.

Для этого приглашаем к сотрудничеству все независимые СМИ, которые имеют возможность создавать качественный контент. И параллельно ищем финансирование, чтобы поддержать создание такими СМИ новых программ. Например, хотел бы, чтобы в эфире УР-1 можно было услышать не только крымских переселенцев из Киева, но также из Львова, Днепропетровска и Херсонской области.

В целом, перед министерстом стоит задача, чтобы приблизительно 5-6 часов эфирного времени в день были посвящены Крыму.

Українське радіо, яке транслюватиме передачі на Крим чому воно не на FM хвилях, які легше було б налаштувати?

К сожалению, на сегодняшний день эффективно охватить территорию Крыма с помощью FM-вещания невозможно. Диапазон распространения ультракоротких волн невелик, он не закрывает даже крупные города северного Крыма. Поэтому нам приходится опираться на возможности радио, которое вещает на средневолновой частоте. Так, мы можем охватить всю степную часть полуострова вплоть до горного массива.

Понимая «популярность» средневолнового радио, берем на себя задачу способствовать созданию интересных, профессиональных программ, стоящих того, чтобы их искать, и, конечно же, популяризировать среди крымчан частоту, на которых они вещают.

На яких частотах виходитимуть програми?

Программы Первого каналы Украинского радио можно услышать на частоте 549 КГц. На материке их можно найти в том числе на некоторых FM-станциях. Слушать радио можно, в первую очередь, в автомобиле.

Хто робитиме контент для кримчан?

Мы являемся сторонниками концепции, согласно которой пропаганде может противостоять только правда. Поэтому в своей работе опираемся, прежде всего, на независимые СМИ и гражданское общество.

Чем больше независимых источников информации будет представлено на полуострове, тем труднее российской пропагандистской машине будет промывать мозги нашим согражданам. На нашей стороне, в том числе, экономическая ситуация, которая сложилась в России, и несбалансированная социальная политика этой страны. Думаю, недолог тот час, когда в Крым вернутся 80-е: пафос официальной пропаганды убьют холодильник и независимые медиа.

Якими ще проектами займається міністерство?

На текущий момент нами фактически решены вопросы по размещению телевизионных и радиопрограмм о Крыме, которые создаются крымскими СМИ, в эфире государственных телеканалов и радиостанций. В ближайшее время эти программы будут транслироваться и на оккупированные территории Донбасса, где технически возможно обеспечить эфирное вещание украинских телеканалов.

Зачем мы это делаем? Украинскому обществу необходима информация о том, что происходит в регионах, которые занимает оккупант. Но, опять же, министерство не влияет на редакционную политику СМИ, контент которых помогает распространять.

Еще одним флагманским проектом министерства станет создание телеканала иновещания «Ukraine Tomorrow». Телеканал будет вещать для украинских диаспор во всем мире. Более того, в рамках телеканала будет работать крымская редакция.

В целом, делаем колоссальный объем работы, но в виду того, что мы полусиловое министерство, показывать можем только видимую часть айсберга. Неаккуратно распространенная информация может сказываться на эффективности реализуемых проектов, и  больно бить по всем, кто поддерживает нас, находясь на оккупированных территориях.

duhnich

Як виникла ідея соціальної кампанії «Крим-це Україна»?

Социальная рекламная кампания «Крым – это Украина!», инициированная Министерством информационной политики, стала продолжением одноименной информационной кампании, которую создали общественные организации Крыма и материковой части Украины. Министерство приняло решение поддержать данную инициативу, разработав и запустив социальную рекламную кампанию «Крим – це Україна», направленную на жителей Украины и международную аудиторию. То есть, за основу был взят лозунг, созданный представителями гражданского общества в качестве противовеса российскому лозунгу «Крымнаш».

Целью кампании стала поддержка гражданской инициативы по мобилизации украинского общества вокруг темы реинтеграции и возвращения Крыма. При этом кампания призвана напомнить обществу, что: крымчане – граждане Украины, права которых нарушаются на оккупированном полуострове, крымчане – патриоты своей страны.

Ключевыми условиями проведения такой информационной кампании для активистов стали утрата «крымской темой» общественной значимости на фоне боевых действий в Луганской и Донецкой областях, укрепление в украинском обществе мифов, навязанных российской пропагандой, о том, что «крымчане – предатели», активная российская пропаганда и невысокая, по мнению крымчан и вынужденных крымских переселенцев, активность и эффективность украинского государства и общества в вопросах реинтеграции Крыма. А ведь тема Крыма – это вопрос национальной безопасности и обороны страны.

Кампанія, наскільки мені відомо, включає в себе розміщення бордів та виготовлення аудіо роликів.

Кампания носит комплексный характер, она включает размещение рекламных сюжетов на билбордах и ситилайтах (свыше 1900 носителей), в общественном транспорте, в частности, в маршрутных такси и в прессе (1000 выходов в месяц) во всех регионах и областных центрах Украины, кроме оккупированных территорий Луганской и Донецкой областей, АР Крым и г.Севастополя. Например, в Киеве сюжеты размещены на 250-ти билбордах и 250-ти ситилайтах.

На радио размещаются аудиоролики, которые напоминают, что в «референдуме» 16 марта подавляющее большинство крымчан участия не принимало, крымские татары стали первыми волонтерами, которые помогали в Крыму украинской армии, а сами жители полуострова до сих пор хранят украинские паспорта (8 тыс. выходов). К слову, сами радиоролики были созданы при помощи крымских волонтеров! Следующим этапом кампании станет размещение сюжетов наружной рекламы за рубежом. В данный момент сюжеты переведены на английский, французский и немецкий языки, завершается переговорный процесс об их распространении.

Як ви підбирали обличчя кампанії?

Написал пост в соцсетях и спросил: «Дорогие френды, каких людей вы считаете достойными представлять жителей Крыма на материке?». Френды откликнулись достаточно активно и назвали больше 70-ти имен.

Стоит отметить, что, во-первых, в кампании представлено профессиональное сообщество, которое принято считать совестью общества. Это актуально тем более, если учитывать, какие гонения испытывает в Крыму независимая журналистика. Во-вторых, в кампании приняли участие крымчане (крымские татары, крымские русские и украинцы), которые не имеют отношения к политической деятельности. Это был принципиальный момент. В-третьих, это люди, которые обладают определенной долей известности на материке, либо представляют известные медиа-бренды. Узнаваемость – ключ к привлечению внимания жителей материковой Украины. В-четвертых, это люди, которые дали согласие участвовать в кампании, осознавая, что могут больше не въехать в Крым.

З яких джерел було фінансування? Адже треба було людей сфотографувати, роздрукувати, оплатити оренду площ бордів, заплатити тим, хто поклеїв плакати, придумати текст для раді роликів, змонтувати їх.

Бюджет кампании – главный источник упреков в адрес министерства. По этому поводу мы даже написали разъяснение (http://mip.gov.ua/ru/news/246.html), в котором в очередной раз подчеркнули, что не потратили из государственного бюджета ни копейки. Размещение осуществляется по той же квоте, по которой размещается вся социальная реклама в стране. В изготовлении материалов помогли волонтеры, в том числе, проживающие на оккупированных территориях.

Розкажіть про особливості своєї роботи, які мало хто знає. Нас багато читачів про це запитують.

Советник по Крыму не получает зарплаты в Министерстве. Второе – уже почти год живет в хостеле. Спит в комнате, где стоит 12 кроватей. Всего в хостеле одновременно проживает от 12 до 18 человек. Почти год не вижу семью, которую пока не могу забрать к себе. Да и некуда. Но причин жаловаться не вижу. По сравнению с теми условиями, в которых воюют наши ребята на востоке, условия для работы – идеальные.

Что касается режима работы, утро начинается с чтения писем и переписки, затем идут встречи, бумажная работа, ночью опять читаю письма, доделываю хвосты. Каждый день ложусь не раньше часа-двух ночи. Но это для министерства нормально, неоднократно был свидетелем того, как и сам министр задерживается на работе далеко за полночь.

Оправдан ли такой режим? Если хочешь вернуться на Родину, выбирать не приходится.

Розмовляла Олена Халімон

 

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here